
ГБДОУ детский сад №54 комбинированного вида Красносельского района
Санкт-Петербурга
Что такое гиперактивность?
«Активный» означает деятельный, действенный. «Гипер» указывает на превышение нормы. «Гиперактивность у детей проявляется несвойственными для нормального, соответствующего возрасту, развития ребенка невнимательностью, отвлекаемостью, импульсивностью». (Психологический словарь, 1997, с.72)
Первые проявления гиперактивности можно наблюдать в возрасте до 7 лет. Пики проявления данного синдрома совпадают с пиками психоречевого развития. В 1-2 года, 3 года, в 6-7 лет. В 1-2 года закладываются навыки речи, в 3 года у ребенка увеличивается словарный запас, в 6-7 лет формируются навыки чтения и письма.
Большинство исследователей отмечают три основных блока проявления гиперактивности: дефицит внимания, импульсивность, повышенная двигательная активность. К подростковому возрасту повышенная двигательная активность, как правило, исчезает, а импульсивность и дефицит внимания остаются. Поведенческие нарушения сохраняются почти у 70% подростков и 50% взрослых, имевших в детстве диагноз синдрома гиперактивности.
Несмотря на то, что этой проблемой занимаются многие специалисты (педагоги, дефектологи, логопеды, психологи, психиатры), в настоящее время среди родителей и педагогов все еще бытует мнение, что гиперактивность – это всего лишь поведенческая проблема, а иногда и просто «распущенность» ребенка или результат неправильного воспитания. Причем чуть ли не каждого ребенка, проявляющего в группе детского сада излишнюю подвижность и неусидчивость, взрослые причисляют к разряду гиперактивных детей. Такая поспешность в выводах далеко не всегда оправданна, так как синдром гиперактивности – это медицинский диагноз, право на постановку, которого имеет только специалист. При этом диагноз ставится только после проведения специальной диагностики, а никак не на основе фиксации излишней двигательной активности ребенка.
Основными причинами возникновения гиперактивности у детей, прежде всего, являются патология беременности, родов, инфекции и интоксикации первых лет жизни малыша, генетическая обусловленность. В 85% случаев возникновения гиперактивности диагностируется патология беременности и/или родов (Заваденко Н.Н., 2000)
Р. Кэмпбелл считает, что родители гиперактивного ребенка часто допускают три основные ошибки в воспитании.
«Западни» |
Содержание |
Пути преодоления |
1 |
Недостаток эмоционального внимания, часто подменяемого медицинским уходом. |
Больше общаться с ребенком, вникать в его проблемы, играть вместе с ним в его детские игры, беседовать «по душам». |
2 |
Недостаток твердости в воспитании и отсутствие надлежащего контроля за поведением ребенка. |
Составить список запретов и четко следовать ему. Составить список, что должны проконтролировать родители (сегодня, завтра, через неделю). |
3 |
Неумение воспитывать в детях навыки управления гневом. |
Работу с гневом родители могут осуществить, используя «лестницу гнева». |
По мнению Вирджинии Н. Квин существует 4 основных способа выражения гнева:
- Прямо заявить о своих чувствах.
- Выразить гнев в косвенной форме, вымещая его на человеке или предмете, который представляется разгневанному неопасным.
- Сдерживать свой гнев, «загоняя» его внутрь. В этом случае постепенно накапливающиеся отрицательные чувства будут способствовать возникновению стресса.
- Задерживать негативную эмоцию до момента ее наступления, не давая ей возможности развиться, при этом человек пытается выяснить причину гнева и устранить ее в кратчайший срок.
К позитивным способам выражения гнева относятся:
- Умение направить гнев на объект, при этом выражается основная жалоба, без уклонения в сторону.
- Вежливость в обращении.
- Стремление найти конструктивное решение.
Н.Н. Заваденко отмечает, что многие дети с диагнозом «синдром дефицита внимания с гиперактивностью» (СДВГ) имеют нарушения в развитии речи и трудности в формировании навыков чтения, письма, счета. 66% с диагнозом СДВГ обнаружили признаки дислексии и дисграфии, 61% с тем же диагнозом – признаки дискалькулии.
Специалисты утверждают, что некоторые дети с диагнозом «синдром гиперактивности» обладают достаточно высокими компенсаторными возможностями. Однако для включения компенсаторных механизмов необходимо наличие определенных условий. Прежде всего ребенок должен развиваться в благоприятной обстановке с соблюдением соответствующего режима, в ровной эмоциональной атмосфере. Необходимы занятия с гиперактивными детьми по 3 основным направлениям:
- Развитие дефицитарных функций (внимания, контроля поведения, двигательного контроля).
- Отработка конкретных навыков взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
- При необходимости должна осуществляться работа с гневом.
Календарь событий Санкт-Петербурга 2021
Внимание, ссылка откроется в новом окне
