Главная » Странички педагогических работников » Воспитатель Байбакова Нина Ивановна

Воспитатель Байбакова Нина Ивановна

Развитие коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста.

КОММУНИКАТИВНЫЕ СПОСОБНОСТИ (или умение общаться) - это индивидуально/психологические особенности личности, обеспечивающие эффективность ее общения и совместимость с другими людьми. Что же это за особенности личности:

  1. Желание вступить в контакт с окружающими ("Я хочу!").
  2. Умение организовать общение ("Я умею!"), которое включает в себя:

умение слушать собеседника,

умение эмоционально сопереживать,

умение решать конфликтные ситуации.

  1. Знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими ("Я знаю!").

Всему этому ребенок учится в семье, в детском саду, в школе и в общении со взрослыми - педагогами. Но в человеческом обществе общение является помимо этого важнейшим фактором превращения ребенка в полноценного представителя человеческого рода. Такое значение общения для человека обусловлено тем, что характерные для человека виды психической и практической деятельности формируются у детей после рождения, они строятся в течение жизни и только при условии усвоения их в общении со взрослыми людьми.

Таким образом, при нормальном ходе развития дети старшего и младшего школьного возраста научаются согласовывать свои действия со сверстниками, участниками совместных игр, соотносить свои действия с общественными, нормами поведения.

Но зачастую имеют место разные факторы, которые влияя на развитие ребенка, способствуют возникновению проблем в общении (коммуникативных проблем).

  1. Неблагополучные отношения в семье, которые проявляются в непоследовательности и противоречивости воспитания, отвержении, излишней требовательности. Тогда те или иные коммуникативные навыки часто закрепляются у ребенка в силу того, что они входят в состав ролей, предопределенных для него в семье.

"Кумир семьи ": ребенок вызывает восхищение домашних, как бы он ни вел себя. Обращаются к нему главным образом умильным тоном. Любая прихоть выполняется. Жизнь семьи как бы целиком посвящена ребенку.

Особенности характера: изнеженность, капризность, эгоцентризм ("свое" я в центре мироздания).

"Мамино (папино, бабушкино и т. д. ) сокровище"- это похоже на "кумира семьи", но в данном случае ребенок является не всеобщим, а чьим-то личным кумиром. Ребенок ставится в нелегкое положение. Он чувствует особое отношение к нему кого-то из взрослых, но не менее остро воспринимает отсутствие такого же отношения со стороны других. Мальчик, являющийся "маменькиным сокровищем" вынужден сносить насмешки других членов семьи, детей и взрослых как "маменькин сынок", девочка - "папино сокровище", может расцениваться остальными как "папина дочка".

"Па и н ь к а" - от ребенка ждут в первую очередь соблюдения приличий, каково действительное содержание его внутренней жизни, до этого никому нет дела. Постоянное лицемерие становится нормой поведения на всю жизнь. Не так уж редки случаи, когда ребенок, образцовый дома, неожиданно совершает противоправные поступки.

"Болезненный ребенок" - долго болевший ребенок практически выздоравливает, и хотел бы чувствовать себя равным со всеми другими детьми, однако в семье упорно продолжают трактовать его как слабого, болезненного и требовать от других такого же отношения к нему.

''Ужасный ребенок" – ребенок воспринимается как субъект, создающий лишь хлопоты и напряженные ситуации. Все в семье только и делают, что» приводят его к порядку" бесконечными выговорами и наказаниями. Есть дети, исходный психический склад которых представляет немалые трудности для воспитания и все же дело не всегда в самом ребенке. Из плохого поведения делается внутрисемейный идол, сплачивающих холодных друг к другу людей, или ситуация "соперничества": перелагая вину за "распущенность" друг на друга взрослые подсознательно добиваются самоутверждения в семье, средство самоустраниться от заботы о ребенке ("вы его распустили, вы за него и отвечайте"), либо средство изолировать в семье кого-либо из членов (то оправдывается изоляция бабушки либо отца - ведь они "попустительствуют" капризам).

"Козел отпущения " – для всех ее (семьи) членов он однозначно плох, а это дает им право разряжать на нем свою агрессивность, ведь это безопаснее чем разряжать ее друг на друге. Ребенок при таком обращении может из ужасного превратиться в "забитого". Он начинает бояться наказания за любое свое высказывание и любой поступок. Изолируемому ребенку нередко приходится выполнять еще одну роль» путающегося под ногами ": он чувствует, что всем мешает, вызывает у домашних одно раздражение. Все эти роли ранят и деформируют психику ребенка.

"3олушка"- из ребенка делают прислугу в доме, а все лучшее, включая поощрения, принадлежит в семье другим детям либо взрослым. Ребенок, вынужденный играть эту роль, вырастает приниженным неуверенным в семье, завистливым и несамостоятельным.

Приведенные примеры заострены для наглядности. И все же подобное "воспитание" подчас вызывает искажения характера (либо закрепляет врожденные психические аномалии характера ребенка). Общая черта неправильно складывающихся характеров - недостаток пластичности, т. е. способность изменяться в соответствии с требованием среды, ситуации, момента.