Главная » Странички педагогических работников » Воспитатель Белозерских Марина Ильинична

Воспитатель Белозерских Марина Ильинична

Чудо нетрадиционной техники рисования.

Из опыта работы воспитателя высшей  квалификационной категории детского сада № 54 Красносельского района Санкт-Петербурга Белозерских Марины Ильиничны.

 

На мой взгляд, изобразительная деятельность является едва ли не самым интересным видом деятельности дошкольников. Она позволяет ребенку выразить в своих рисунках свое впечатление об окружающем его мире. Вместе с тем, изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего развития детей, раскрытия и обогащения его творческих способностей. Рисование – важнейшее средство эстетического воспитания. А художники Древней Греции считали, что обучение рисованию необходимо не только для многих практических ремесел, но и важно для общего образования и воспитания.

Я работаю в детском саду почти 20 лет и наблюдаю, как меняется содержание и задачи изобразительной деятельности дошкольников. Раньше, когда только начинала свою педагогическую деятельность, я сама того не понимая, ограничивала проявление творческих способностей детей, ставя их в рамки “образца” и “показа” приемов рисования и их последовательности. Теперь же, используя новые и довольно интересные программы и технологии, стараюсь не навязывать детям свою точку зрения на окружающий мир и даю им возможность самовыражения, реализации своего творческого потенциала.

Последние 10 лет своей работы с детьми я посвятила наиболее углубленным занятиям по изобразительной деятельности, работая в технике нетрадиционного рисования. На первом году работы я столкнулась с такой, казалось бы, небольшой проблемой, как отказ детей идти на занятие. Я старалась уговорить их, выяснить причину отказа. И, в конце концов, мне это удалось. Оказывается, дети боятся рисовать, потому что, как им кажется, они не умеют, и у них ничего не получится. Отсюда и паника.

Особенно это заметно в средней группе, где навыки изобразительной деятельности у детей еще слабо развиты, формообразующие движения сформированы не достаточно.

А ведь главное в моей работе, да и в работе любого педагога, чтобы занятия приносили детям только положительные эмоции. Не надо вкладывать в еще неумелую и слабую руку ребенка карандаш или кисточку и мучить его. Первые неудачи вызовут разочарование, и даже раздражение. Нужно заботиться о том, чтобы деятельность ребенка была успешной, - это будет подкреплять его уверенность в собственные силы. Я задумалась над тем, как можно раскрепостить детей, вселить в них ту самую уверенность в своем умении, заставить их поверить в то, что они очень просто могут стать маленькими художниками и творить чудеса на бумаге. С этими мыслями я принялась штудировать всевозможную литературу по обучению детей изобразительной деятельности. И мне удалось найти то, что нужно. Это оказалось то самое необходимое на том этапе работы с детьми. Моей палочкой-выручалочкой стала возможность глубоко изучить и освоить нетрадиционные методы и материалы в рисовании, посещая курсы повышения квалификации, где опытные педагоги делились своим опытом и своими наработками обучения детей рисованию в нетрадиционной технике. Я ознакомилась с этими материалами и попробовала сама порисовать теми способами, которые предлагались на курсах. Осталась очень довольна! Настолько это было интересно и увлекательно. И я решила, что стоит попробовать эту методику на своих детях в нашем детском саду. И что вы думаете? Наши “трусишки”, которых пугал вид карандаша и кисточки, придя однажды на занятие и, обнаружив, что они отсутствуют, были удивлены. Первый их вопрос был: “А что мы будем сегодня делать?” Мой ответ: “Рисовать” – поверг их в удивление. Долго думали чем, ведь фломастеры и восковые мелки тоже отсутствовали. А когда узнали, что пальчиками, удивились еще больше. Темой того занятия был “Разноцветный дождь”. И единственный страх, который остался у детей и исчез после первого же занятия пальчиковым рисованием, был страх – испачкать руки. Дети с удовольствием макали один палец в желтую краску, другой в синюю, третий в зеленую. И не было никакой разницы правая это рука или левая, ведь нужны были все пальчики. В результате у всех детей все получилось. Рисунки были красочные и веселые. От страха неумения и комплекса “левши” не осталось и следа! Именно у таких детей раньше других проявился интерес к рисованию и нетрадиционными способами и к обычному рисованию. Они начали с удовольствием рисовать и карандашами и кисточкой. Боязнь “не умею”, “не могу”, “левша” была побеждена.

С тех самых пор, как я начала работу с детьми в нетрадиционной технике рисования, при моем появлении в любой из групп первая реакция детей – радость и немедленный вопрос: “Что мы будем сегодня рисовать и чем?”

В своей работе я попробовала многие способы нетрадиционной техники рисования, и все они пришлись по душе мне и детям. А позже переработала некоторые из них, внесла свои коррективы, кое-что изобрела сама (например “Тростниковые палочки”). Исходя из возможностей развития детей своей группы, сделала свои наработки и хочу предложить их вашему вниманию.

Термин «нетрадиционный» подразумевает использование материалов, инструментов, способов рисования, которые не являются общепринятыми, традиционными, широко известными.

Применение нетрадиционных техник рисования способствует обогащению знаний и представлений детей о предметах и их использовании, материалах, их свойствах, способах применения. Учить детей рисовать можно не только красками, карандашами, фломастерами, но и подкрашенной мыльной пеной, свечой, использовать клей для рисования.

Как известно, дети часто копируют предлагаемый им образец. Нетрадиционные техники рисования позволяют избежать этого, так как педагог вместо готового образца демонстрирует лишь способ действия с нетрадиционными материалами, инструментами. Это дает толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном рисунке, дошкольники учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительным. Работе с нетрадиционной техникой изображения стимулирует положительную мотивацию у ребенка, вызывает радостное настроение, снимает страх перед процессом рисования.

Многие виды нетрадиционного рисования способствует повышению уровня развития зрительно-моторной координации (например: роспись ткани, рисование мелом по бархатной бумаге и т.д.) Коррекции мелкой моторики пальцев рук способствует, например, такая нетрадиционная техника изображения, как рисование по клейстеру руками. Эта и другие техники требуют точности и быстроты движения (нужно выполнить очередное действие пока краска не высохла), умение правильно определять силу нажима на материал или инструмент (чтобы не порвалась бумага, не сломался мелок), терпения, аккуратности, внимания (иначе результата можно не достигнуть).

Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Нетрадиционные техники позволяют педагогу осуществлять индивидуальный подход к детям, учитывать их желание, интерес. Их использование способствует интеллектуальному развитию ребенка, коррекции психических процессов и личностной сферы дошкольников.