Главная » Странички педагогических работников » Педагог-психолог Зябкина Светлана Яковлевна

Педагог-психолог Зябкина Светлана Яковлевна

Готовность к школьному обучению

Поступление ребёнка в школу – важное событие. Это начало нового этапа жизни. Происходит качественный скачок: дошкольник становится школьником. Расширяется круг обязанностей, увеличиваются умственные и физические нагрузки. К своему новому положению ребёнок должен быть максимально подготовлен детским садом, особенно в период пребывания его в подготовительной группе. Поэтому в подготовительной группе, надо готовить детей к школе так, чтобы создать наилучшие возможности у каждого ребенка для усвоения им в школе программы.

При работе с детьми 6-7 лет особое значение приобретает физическое развитие; всемерное укрепление здоровья, нервной системы; охрана и развитие слуха, зрения, голоса; совершенствование всех функций организма; формирование двигательных навыков, умений и других физических качеств; выработка правильной осанки; побуждение к активной физической деятельности.

Подготовка ребенка к школьному периоду развития одна из важнейших задач дошкольного обучения и воспитания.

Готовность к школьному обучению начинает формироваться задолго до поступления в школу и не завершается с приходом в первый класс. Понятие готовности к обучению, включает не только количественную характеристику запаса знаний и представлений ребёнка, но и уровень развития обобщающей деятельности мышления, то есть способности обобщать и дифференцировать в соответствующих понятиях предметы и явления окружающего мира.

Школьное обучение предъявляет новые требования к речи, вниманию, памяти детей, т.е. определенный уровень развития психических процессов.

Под готовностью к школе понимается тот уровень физического и психического развития, при котором требования систематического обучения в школе не приводят к нарушению здоровья и психического развития ребёнка.

Готовность ребенка к обучению в школе в одинаковой мере зависит от физиологического и психического развития ребенка. Это не разные виды готовности к школе, а разные стороны ее проявления в различных формах активности. В зависимости от того, что является предметом внимания педагогов, психологов и родителей в данный момент и в данной ситуации - самочувствие и состояние здоровья будущего первоклассника, его работоспособность; умение взаимодействовать с педагогом и одноклассниками и подчиняться школьным правилам; успешность усвоения программных знаний и необходимый для дальнейшего обучения уровень развития психических функций, - говорят о физиологической, или психологической готовности ребенка к школе. В реальности это целостное образование, отражающее индивидуальный уровень развития ребенка к началу школьного обучения.

Готовность к школе не определяется объемом имеющихся у ребенка знаний и количеством занятий в различных подготовительных классах. Дополнительные занятия способствует тому, что ребенок приходит в школу с «интеллектуальным багажом». Но вскоре в школе начинаются проблемы, тревоги, стрессы, растерянности, проблемы в общении с окружающими.

Гораздо важнее психологическая готовность к школе, сформированность тех психических качеств, которые позволяют перейти к школьному обучению.

Отсутствие этого приведет к стрессам и нервным срывам у ребенка и родителей, скажется на развитии личности в целом. В результате в школу приходят дети, умеющие читать и писать, способные усвоить учебный материал, но не готовые к самой организации школьной жизни (плохо ориентируются в социальных ролях, в отношениях между сверстниками, учителями).

Очень часто у детей не сформирована учебно-познавательная мотивация: обучение, усвоение нового не является целью при поступлении в школу; детей больше привлекает приобретение красивых школьных вещей, возможность не спать днем т.д.

Особое место занимает формирование ожиданий и установок ребенка на поступление в школу. Не следует обещать, что ребенка ждут сплошные лавры успеха, важнее настроить его на ежедневный труд.

Необходимо объяснить ребенку, что он сможет все, если постарается; много узнает и многому научится; в классе найдет новых друзей. Важно дать ребенку правильную установку на оценки. Он сам должен учиться оценивать, насколько добросовестно работал, все ли сделал, что мог.

Ребенок не перестает быть ребенком от того факта, что его записали в школу. Смена жизненной позиции, социального статуса, приспособления к множеству новых обстоятельств, адаптация к новым условиям требуют значительных усилий .

Если ребенок не умеет слушать учителя, не может сосредоточиться на задании, боится незнакомых взрослых и детей, не понимает причин их поведения, неправильно трактует их слова и поступки – он не готов к школе, даже если он умеет читать и писать и др.

Если у ребенка не сформирована произвольность поведения ,не умеет сам справиться со своими желаниями, плохо ориентируется в понятиях «нельзя», «надо»- ему трудно будет в школе.

Даже хорошо подготовленные дети нуждаются в помощи родителей; необходимо сохранить привычный, доступный, удобный и радостный мир детства и тем самым облегчить, смягчить трудность перехода к новой жизни, обеспечить дома понимание, доброту, участие, любовь.

Одним из основных показателей готовности ребёнка к успешному обучению является правильная, хорошо развитая речь.

Своевременное развитие речи перестраивает всю психику ребёнка, позволяет ему более осознано воспринимать явления окружающего мира. Любое нарушение речи в той или иной степени может отразиться на деятельности или поведении ребёнка. Задержка развития речи тяжело сказывается на общем развитии ребёнка, не позволяет ему полноценно общаться с ровесниками, затрудняет познание окружающего мира, отягощает эмоционально-психическое состояние ребёнка. Если своевременно оказать помощь ребёнку, используя все способы развития активизации речи, эти серьёзные проблемы можно успешно решить. Если вовремя не устранить недостатки речи в дошкольном возрасте, то в школьном возрасте это вызовет дисграфию на письме. А уже во взрослом возрасте могут привести к ограничению при выборе профессии, в результате чего, человек не может реализовать себя в той или иной деятельности.

Интегративные качества личности, которые ребенок может приобрести в результате освоения Программы.

  1. Физически развитый, овладевший основными КГН.
    1.1. Сформированы основные физические качества
    1.2. Сформирована потребность в двигательной активности
    1.3. Соблюдает элементарные правила здорового образа жизни
    1.4. Самостоятельно выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры
  2. Любознательный активный.
    2.1. Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире
    2.2. Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать
    2.3. Способен самостоятельно действовать в повседневной жизни в различных видах деятельности
    2.4. В случаях затруднений обращается за помощью к взрослому
    2.5. Принимает живое заинтересованное участие в образовательном процессе
  3. Эмоционально отзывчивый.
    3.1. Откликается на эмоции близких людей и друзей
    3.2. Сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов
    3.3. Эмоционально реагирует на мир природы
    3.4. Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения
  4. Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
    4.1. Адекватно использует вербальные и невербальные средства общения
    4.2. Владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми
    4.3. Способен изменять стиль общения со взрослым или сверстником, в зависимости от ситуации
  5. Способный управлять своим поведением и планировать свои действия, соблюдающий общепринятые нормы и правила поведения.
    5.1. Способен планировать свои действия, на достижение конкретной цели
    5.2. Поведение ребенка определяется на сиюминутными желаниями, а требованиями со стороны взрослых и представлениями о том «что такое хорошо и что такое плохо»
    5.3. Соблюдает правила поведения на улице, в общественных местах
  6. Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту.
    6.1. Самостоятельно применяет усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем), поставленных как взрослым, та и им самим
    6.2. В зависимости от ситуации может преобразовать способы решения задач (проблем)
    6.3. Способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе и др.
  7. Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве,мире и природе.
    7.1. О себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу
    7.2. О составе семьи, родственных отношениях и взаимосвязях, распределении семейных обязанностей, семейных традициях
    7.3. Об обществе (ближайшем социуме), его культурных ценностях
    7.4. О государстве (в том числе его символах, «малой» и «большой» Родине, ее природе) и принадлежности к нему
    7.5. О мире (планете Земля, многообразии стран и государств, населения, природы планеты)
  8. Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности.
    8.1. Умение работать по правилу и по образцу
    8.2. Умение слушать взрослого и выполнять его инструкции
  9. Овладевший необходимыми умениями и навыками.
    9.1. Речевыми
    9.2. Изобразительными
    9.3. Конструктивными
    9.4. Музыкальными

У ребенка шестого-седьмого года жизни проверьте уровень развития речи:

  • Насколько полно и точно он дает описание предметов, умеет ли по характерным признакам определить его, подобрать близкие по значению слова. Умеет ли ребенок пользоваться голосовым аппаратом (повышать и понижать силу голоса), ускорять и замедлять скорость своей речи в зависимости от содержания высказывания?
  • Умеет ли внятно и четко отвечать на вопросы взрослых, какими ответами чаще всего пользуется: краткими или развернутыми?
  • Может ли по картинке самостоятельно придумать начало и конец рассказа; самостоятельно составить рассказ, сказку, достаточно ли ясно, последовательно передает их содержание?
  • Какие допускает грамматические ошибки в речи: правильно ли согласовывает существительные с другими частями речи (в роде, числе, падеже), правильно ли употребляет предлоги, верно ли ставит ударения.