Главная » Странички педагогических работников » Воспитатель Смирнова Наталья Вячеславовна

Воспитатель Смирнова Наталья Вячеславовна

Обучение дошкольников пересказу

Умение пересказывать художественный текст имеет огромное значение в жизни ребенка. От него зависят и успехи обучения в школе, и общение со сверстниками и взрослыми. Не секрет, что хороший рассказчик является душой любой компании. Но даже взрослые люди не всегда могут интересно пересказать содержание книг или кинофильмов. Этому умению нужно обучать с детства.

Обучение пересказу, с одной стороны, приучает ребенка слушать, анализировать, осмыслять литературный текст, а с другой – учит последовательно и выразительно передавать содержание произведения. Занятия по пересказу формируют навыки грамматически правильной речи, обогащают словарный запас и закрепляют произношение трудных звуков русского языка. Занятия отлично тренируют произвольное внимание, память и воображение. Все это является хорошей базой для выполнения устных школьных заданий, написания изложений и сочинений.

Сказки – отличный материал для пересказывания. Их тексты доступны детям. В них присутствуют знакомые персонажи, наделенные ярко выраженными чертами характера. Четкая композиция и понятная последовательность происходящих событий способствуют легкому запоминанию и точному воспроизведению текста. Занимательные сюжеты поддерживают интерес ребенка к занятиям. Сказки учат детей доброте, смелости, радушию, взаимовыручке, смекалке, скромности, умению сопереживать и сочувствовать героям.

После первого неторопливого и эмоционального прочтения сказки желательно объяснить ребенку значение непонятных слов и выражений, внимательно рассмотреть картинки, назвать персонажей сказки, обсудить черты характера героев. Можно выполнить легкие задания по формированию лексико-грамматических компонентов русского языка.

Далее ребенку предлагается ответить на серию вопросов. Они составлены в соответствии с последовательностью сюжета сказки и способствуют быстрому запоминанию и более точной передаче текста.

Есть вопросы прямые, начинающиеся со слов «кто», «что», «кому», «когда» и др., помогающие ребенку полнее использовать словарь и синтаксис текста. И есть вопросы логические, начинающиеся со слов «зачем», «почему», «для чего», «как», помогающие установить причинно-следственные связи в тексте сказки. Поощрите ребенка за полные, близкие к тексту ответы на вопросы, выразительные интонации в передаче повествования и реплик герое

После этого нужно еще раз прочитать сказку и предложить ребенку пересказать ее. Если малыш затрудняется, можно подсказывать начало предложений, задавать наводящие вопросы. Если ребенку очень трудно пересказать текст, взрослый сам пересказывает произведение, а малыш договаривает предложения. Главное, чтобы ребенку нравилось это занятие, чтобы оно не вызывало у него отрицательных эмоций. Хвалите и подбадривайте малыша, тактично исправляйте ошибки.

Очень интересно пересказывать сказку по цепочке: один начинает, второй продолжает и т.д. Можно предложить

С группой детей можно инсценировать сказки. Для этого потребуется совсем несложное оформление. А сколько радости спектакль доставит детям! В нем смогут принять участие как активные, так и застенчивые ребятишки. Можно сыграть длинную роль, а можно сказать всего одно предложение. Главное – это участие.  ребенку придумать продолжение сказки или сочинить сказку по аналогии.