
ГБДОУ детский сад №54 комбинированного вида Красносельского района
Санкт-Петербурга
Физиологическая готовность к школе
Физиологическое развитие ребенка непосредственно влияет на школьную успеваемость и является основой для формирования психологической и социальной готовности к школе.
Физиологическая готовность к школе определяется уровнем развития основных функциональных систем организма ребенка и состоянием его здоровья. Часто болеющие, физически ослабленные учащиеся даже при наличии высокого уровня развития умственных способностей, как правило, испытывают трудности в обучении.
С началом школьного обучения резко возрастает нагрузка на организм ребенка. Систематическая учебная работа, большой объем новой информации, необходимость длительного сохранения вынужденной позы, изменение привычного распорядка дня, пребывание в большом школьном коллективе требуют значительного напряжения умственных и физических сил маленького школьника.
Готов ли организм 6–7 летнего ребенка к таким нагрузкам? Многочисленные исследования физиологов говорят о том, что в возрасте 5–7 лет происходит существенная перестройка всех физиологических систем детского организма. К началу школьного обучения (к семи годам) эта перестройка еще не закончена, и в школьные годы продолжается активное физиологическое развитие. Поэтому ученые делают вывод: с одной стороны, по своим функциональным характеристикам организм ребенка 6-7 лет готов к систематическому школьному обучению, в то же время он очень чувствителен к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к чрезмерному умственному и физическому напряжению. Чем младше ребенок, тем труднее ему справляться со школьными нагрузками, тем выше вероятность появления отклонений в его здоровье.
Необходимо помнить и о том, что все дети развиваются по–разному, фактический возраст ребенка не всегда соответствует биологическому: один ребенок в 6 лет по своему физическому развитию готов к систематическому обучению, а другому в 7 лет обычная школьная нагрузка будет не по силам.
Ребенок считается готовым к школьному обучению, если по физическому и биологическому развитию он соответствует формальному возрасту или опережает его и не имеет медицинских противопоказаний.
Критерии физиологической готовности детей к обучению в школе:
- Уровень физического развития.
- Уровень биологического развития.
- Состояние здоровья.
При определении физического развития обычно проводят оценку трех основных показателей: длины тела (рост, стоя и сидя), массы тела и окружности грудной клетки.
По данным медицинской статистики рост детей составляет
в 6 лет – 111-120 см,
в 7 лет - 118-129 см.
Масса тела к 6-7 годам становится равной удвоенной массе тела годовалого ребенка. В среднем она составляет в
6 лет 19,0-24,1 кг,
в 7 лет - 21,5-27,9 кг.
В качестве критериев биологического возраста служат количество прорезавшихся постоянных зубов, достижение определенных пропорций.
Количество постоянных зубов:
Мальчики | Девочки |
5 лет – 0-1 5,5 лет – 0-3 6 лет – 1-4 6,5 лет – 2-8 7 лет – 6-10 |
5 лет – 0-2 5,5 лет – 0-4 6 лет – 1-5 6,5 лет – 3-9 7 лет – 6-11 |
Соотношение окружности головы и длины тела становится почти таким же, как у взрослого человека. Кроме того, увеличивается длина рук и ног.
Наряду с определением показателей физического развития (роста, веса, окружности грудной клетки) при оценки готовности к школьному обучению учитывается состояние основных физиологических систем организма ребенка. В ходе медицинского обследования измеряют частоту сердечных сокращений, артериальное давление, жизненную емкость легких и мышечную силу рук.
В 7 лет частота дыхания - до 25 в минуту; дыхательный объём легких 176 мл, соответственно минутный объём дыхания - 3500 мл. Относительное потребление кислорода в период 6-7 лет составляет 151 мл/кг/мин, ЧСС - 85-75 уд/мин. В 6 лет систолическое давление составляет 90-110 мм. рт. ст., а диастолическое - 55-66 мм. рт. ст.
В 6-7 лет организм ребенка растет и активно развивается. Повышается надежность и резервные возможности сердечно-сосудистой системы, совершенствуется регуляция кровообращения, перестраиваются и активно развиваются дыхательная и эндокринная системы.
В этом возрасте отмечается существенное развитие опорно-двигательной системы: скелет, мускулатуры, суставно-связочного аппарата. Кости скелета изменяются по форме, размерам и строению, но процесс окостенения еще не завершен, а в некоторых отделах еще только начинается. В том числе не закончено окостенение костей запястья и фаланг пальцев, и это важно знать и учитывать при организации занятий с детьми. Неправильная посадка, длительная работа за столом, продолжительные графические упражнения – все это может привести к нарушениям осанки, искривлению позвоночника, деформации кисти пишущей руки.
У старших дошкольников хорошо развиты крупные мышцы туловища и конечностей, обеспечивающие такие сложные движения, как бег, прыжки, лазанье, плавание, катание на коньках. В то же время мелкие мышц кистей рук, обеспечивающие точные и тонкокординированные движения при письме, развиты еще не достаточно. Поэтому при выполнении графических упражнений дети быстро устают.
Очень полезны и вызывают интерес у детей разнообразные "пальчиковые игры" и гимнастика для пальцев.
Чтобы подготовить ребенка к школе, нужно развивать не только те отделы опорно-двигательной системы, которые обеспечивают графическую деятельность и выполнение письменных упражнений, но и также создать условия для полноценного физического развития ребенка, обеспечить необходимую для этого двигательную активность.
Движение – главное условие нормального роста и развития организма. Результаты медицинского обследования показывают, что малоподвижные, пассивные дети отстают от сверстников в развитии, часто болеют, плохо учатся. Движения не только укрепляют опорно-двигательный аппарат, развивают моторику и координацию, они обеспечивают непрерывный синтез белковых соединений в мышцах, способствуют их нормальному росту. В дошкольном возрасте необходимо развивать и поддерживать у детей потребность в движении, формировать навыки ходьбы, бега, лазанья, метания, плавания.